ИПП Ил-18

Применительно к модели Ил-18Д версии 2.1.
 
Основные данные самолёта Ил-18Д с двигателями АИ-20М.
Геометрические:
Высота самолёта  - 10.17м
Длина самолёта - 35.9м
Размах крыла - 37.4м
Колея шасси - 9м
 
Лётные данные (в стандартных условиях):
Максимальная скорость (истинная) на высоте 8000м на номинальном режиме работы двигателей при взлётном весе: 56000кг - 655км/ч
Скороподъёмность у земли (при начальной скорости набора 390км/ч) на номинальном режиме работы двигателей при взлётном весе 64000кг  - 7.2м/с
Практический потолок на номинальном режиме работы двигателей при взлётном весе 64000кг  - 9100м
Максимальная дальность полёта на высоте 8000м:
   с запасом топлива 18600кг и взлётным весом 61200кг - 4800км
   с запасом топлива 23400кг и взлётным весом 64000кг - 6500км
Длина разбега с закрылками, отклонёнными на 15º и взлётным весом:
   61200кг - 1250м
   64000кг - 1350м
Скорость подъёма передней опоры на разбеге при взлётном весе:
   61200кг - 230-235км/ч
   64000кг - 235-240км/ч
Скорость отрыва по прибору с закрылками, отклонёнными на 15º и взлётным весом:
   61200кг - 245м/ч
   64000кг - 250км/ч
Средняя длина пробега при посадочном весе 52600кг - 1000м
Посадочная скорость при посадочном весе 52600кг - 230-235км/ч
 
Лётные ограничения:
Максимально допустимая скорость по прибору в горизонтальном полёте - 510 км/ч
Предельно допустимая скорость по прибору в случае необходимости экстренного снижения - 610 км/ч
Максимально допустимое число М - 0.65
Максимально допустимая скорость полёта по прибору при закрылках, отклонённых на угол:
   15º  - 320 км/ч
   30º  - 300 км/ч
Максимально допустимая скорость полёта по прибору при уборке и выпуске шасси - 350 км/ч
Минимальная скорость горизонтального полёта по прибору для рейсовых полётов - 340 км/ч
Максимальная боковая составляющая ветра:
   на взлёте - 18 м/с
   на посадке - 15 м/с
Максимально допустимая скорость встречного ветра для взлёта и посадки - 25 м/с
Максимально допустимая скорость попутного ветра:
   для взлёта - 10 м/с
   для посадки - 5 м/с
Допускается максимальное отклонение шарика по указателю скольжения при выполнении манёвров самолёта на величину не более одного диаметра.
Взлётный режим работы двигателей разрешается использовать в случае необходимости не более 15мин (непрерывная работа на любой высоте полёта). В исключительных случаях при отказе двигателя в полёте над высоким горным хребтом разрешается производить полёт на взлётном режиме остальных двигателей без ограничения по времени непрерывной работы, до появления возможности снизить режим работы до номинального или ниже.
Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка в полёте по акселерометру, установленному на доске приборов, не должна превышать:
   при массе 50000кг - 2.5
   при массе 52000кг - 2.4
   при массе 60000кг - 2.3
   при массе 64000кг - 2.25
 
Весовые данные:
Максимальный взлётный вес - 64000кг
Примечание: максимальный взлётный вес может быть увеличен у аэровокзала за счёт топлива, необходимого на опробование двигателей и руление (не более 500кг).
Максимальный посадочный вес - 52600кг
Примечание: посадка самолёта с превышением максимального посадочного веса, в том числе и посадка с максимальным взлётным весом, допускается в исключительных случаях при повышенном внимании пилотов.
Нормальный посадочный вес (из расчёта полной коммерческой нагрузки, навигационного запаса топлива и невырабатываемого остатка топлива в баках) - 51300кг
Максимальный допустимый остаток топлива в крыле при посадке - 10000кг
Примечание: разрешаются отдельные посадки.
Вес пустого самолёта - 33760кг
Максимальный вес коммерческой нагрузки - 13500кг
 
Центровки самолёта (с выпущенными шасси):
Предельная передняя - 18% САХ
Предельная задняя - 26% САХ
 
Основные данные двигателей АИ-20М:
Допустимое время непрерывной работы двигателя:
   на взлётном режиме (свыше 88* по УПРТ) - не более 15 минут.
   на номинальном режиме (78-88* по УПРТ) - не ограничено.
   на режиме 0.85 номинального и ниже (66-76* по УПРТ) - не ограничено.
   на режиме малого газа (на земле) - не более 30 минут.
 
 
Запуск двигателей.
1. На панели БИ включить аккумулятор, проверить напряжение и подключить на бортсеть.
2. Открыть щитки "Запуск ТГ” и "В полёте держать закрытым” (правой кнопкой в любом месте щитка). Включить тумблер «главный запуск» на щитке запуска двигателей. На щитке ТГ, тумблер «створка» - вправо. Дождаться загорания зеленой лампы «Открыто. Запуск разрешен». Тумблер запуска – в «норм. запуск» (вверх). Нажать кнопку «запуск». Контролировать Т газов и обороты. После выхода ТГ-16 на режим автоматически подключится генератор.
3.На щитке запуска двигателей тумблер «топливомеры» - в положение «показ в кабине».
4. Открыть панель АЗС. Если есть топливо в баках второй группы, включить «автомат перекачки топлива» (перекачка из второй группы в расходный). Включить «перекачка из бака 12 – автоматика» (если заправлялся бак №12).
5. Вернутся на панель КВС. На топливной панели включить все пожарные краны и насосы подкачки. Включить перекачку из бака №2 .(Примечание: на реальном самолете перекачка из бака №2 включается только после полной выработки топлива из II-ой (доп.) группы баков и бака №12. Однако на модели табло транспарантов в полете обычно закрыто, то есть можно вовремя не заметить погасание табло «перекачка из доп. баков». Тогда двигатели, выработав топливо из расходных баков (800 кг), встанут. Поэтому для простоты можно включить тумблер 10 сразу, на земле).
6. Открыть панель бака №12 правым щелчком мыши по топливометру. Этот бак – основное отличие Ил-18Д от других модификаций. Он расположен в центроплане. На панели присутствуют топливомер этого бака, перекрывной кран (вверху) и тумблеры насосов. Если бак заправлен, включить всё. Должна загореться зеленая лампа.
7. Если заправлялись баки второй группы и/или бак №12, на табло транспарантов будет гореть табло «перекачка из доп.баков». Проверить. Примечание: работа топливной системы описана в РЛЭ. Кратко: двигатели расходуют топливо из расходных баков. В эти баки постоянно перекачивается топливо из других баков. На самолете установлены: первая группа (основная) (баки с 1-го по 8-й), вторая группа (дополнительная) (с 9-го по 11-й) и бак №12. Вначале вырабатывается топливо из бака 12, после чего начинается выработка из баков доп. группы. После чего гаснет табло «перекачка из доп.баков» и начинается выработка из основной.
8. Проверить положение тумблеров останова двигателей (должны быть в «рабочее положение»).
9. Снять с упора винты.
10. Перейти на левый пульт. Включить «главный запуск». Выбрать запускаемый двигатель селектором, нажать кнопку «Пуск». Контролировать Т и обороты по маленькой панельке. После запуска подключить генератор этого двигателя, проверить напряжение.
11. Повторить для всех двигателей.
12. После запуска всех двигателей на панеле АЗС включить преобразователи ПТ- 125, ПТ-500, ПТ-1000 и ПО-1500. Включить все АЗС. Закрыть колпачки преобразователей (правая кнопка)
13. Остановить ТГ-16, закрыть створку.
14. Произвести проверку системы флюгирования. Поочередно нажимать (на пол- секунды) кнопки «частичное флюгирование», должны падать обороты соответствующего движка, менятся звук. Включить парный тумблер «проверка автофлюгирования». На панели РУД увести соответствующие РУД (попарно, правой кнопкой) на взлетный (разумеется, самолет на тормозах, винты сняты с упора) должны загорется лампы «готовность автофлюгера», после чего убрать РУД на малый. В результате, должна сработать система автофлюгера – загорятся красные лампы- кнопки КЛФ. Что-бы «вывести» из флюгера, нужно потянуть кнопки на себя (правой кнопкой). Проверить следующую пару. Выключить «проверка автофлюгирования».
 
Руление и взлёт
1.Перед рулением двигатель должен быть прогрет на режиме земного малого газа (0° по УПРТ).
2.Убедиться, что:
— переключатели упора винтов стоят в положении «СНЯТ С УПОРА» (горят восемь красных сигнальных ламп);
— главный выключатель системы запуска стоит в положении «ВЫКЛЮЧЕНО».
3.Снять со стояночных тормозов. После начала движения изменять режим работы двигателей соразмерно со скоростью движения. По мере необходимости применять тормоза.
4. Развороты при рулении выполнять, управляя поворотом колес передней опоры самолета и применяя, по мере необходимости, тормоза. При остановках на рулении не оставлять передние колеса в крайнем повернутом положении. Радиус разворота должен быть не менее половины размаха крыла.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1) РАЗВОРОТЫ НА СКОРОСТИ СВЫШЕ 40 КМ/Ч ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
2) РАЗВОРОТ САМОЛЕТА ВОКРУГ НЕПОДВИЖНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГЛАВ-НОГО ШАССИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
4. На рулении перед предварительным стартом переключатель сигнализации заданной высоты радиовысотомера установить на значение 100 м.
5. Взлёт производить с тормозов. Плавным движением перевести двигатели во взлётный режим(5-8 сек.)
6. По достижении скорости подъёма передней ноги 230-240км/ч, энергичным но не резким движением придать самолёту взлётный угол тангажа 4-5 градусов. Отрыв самолёта происходит на скорости 245-255км/ч, в зависимости от взлётного веса.
7.После отрыва убрать шасси на высоте не менее 5м. Произвести разгон до скорости V1+30 и продолжать набор с неизменным положением закрылков до высоты не менее 120м.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: ВЫПОЛЯНТЬ РАЗВОРОТЫ В ПРОЦЕССЕ УБОРКИ ЗАКРЫЛКОВ ЗАПРЕЩЕНО. В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВОРОТА НЕОБХОДИМО ПРИОСТАНОВИТЬ УБОРКУ ЗАКРЫЛКОВ.
После уборки закрылков продолжить разгон до скорости 390км\ч.
8. На высоте 400м при отсутствии крена перевести двигатели, за время 4-6сек., в положение номинал.
 
Набор высоты.
Набор высоты производить на номинальном режиме работы двигателей. В случае необходимости разрешается производить набор высоты на взлётном режиме в течение не более 15 минут. Скорость набора до высоты 4000м выдерживать рвной 390км/ч, затем, на каждую 1000м высоты уменьшать приборную скорость на 10км/ч, но не ниже 345км/ч.
 
 
Горизонтальный полёт
На высоте заданного эшелона установить режим работы двигателей, необходимый для горизонтального полета, но не выше 0,85 номинала (не выше 76° по УПРТ) и не ниже 56°, во избежание отключения автомата флюгирования. Предельные высоты полёта в зависимости от полётного веса приведены в таблице. Минимальная приборная скорость полёта по маршруту 360км/ч. При полётах на дальность более 2500км рекомендуется выполнять ступенчатый профиль полёта по согласованию с УВД. При этом высоты эшелонов рекомендуется выдерживать соответствующими предельно допустимым в зависимости от полётного веса.

Полётный вес, кг

Предельно допустимая высота полёта, м

63000
59500
56000
52000
50000
7800
8400
9000
9600
10200
Снижение, заход на посадку и посадка.
1. Снижение с эшелона производить согласно данным, приведённым в таблице:
Высота
начала снижения,
м
Вертикальная
скорость, м/с
Скорость
по прибору,
км/ч
Расстояние,
км

9000

 
 
 
 
 
10

390

147

8400

471

135

7800

497

123

7200

509

112

6600

510

100

6000

510

90

5000

510

72

4000

510

54

3000

500

37

2000

500

21

Эшелон перехода

500

6

Высота круга

-

не более 450

-

2. Режим работы двигателей во время снижения регулировать от 16+1* до 72+/-2* по УПРТ.
3. Во всех случаях снижение с эшелона перехода, в том числе при маневрировании в районе аэродрома на высотах более высоты круга, выполняйте, не превышая скорости по прибору 510км/ч и числа М=0,65 на высотах более 7000м. Если на скорости по прибору 510км/ч вертикальная скорость не достигает 10м/с, разрешается перевести внутренние двигатели на режим 0º по УПРТ до высоты не ниже 1000м.
4. Если непрерывное снижение самолёта было прервано горизонтальной площадкой (в интервале высот от 5000 до 2000м), то дальнейшее снижение можно производить с большими вертикальными скоростями, чем предусмотрено расчётом штурмана (но не более 15м/с).
Предупреждение. При снижении с высоты 1000м и заходе на посадку до высоты выдерживания (не более 1м над ВПП) переводить РУД из положения «Полётный малый газ» (16+1 º по УПРТ) в положение «Земной малый газ» (0º по УПРТ) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5. По достижении высоты прямоугольного маршрута постепенно уменьшить скорость до 350 км/ч. После пролета траверза ДПРМ до начала третьего разворота выпустить шасси. Примечание. В целях экономии топлива разрешается выпускать шасси между третьим и четвертым разворотами перед выпуском закрылков на угол 15°, а при заходе по кратчайшему пути — на удалении не менее 18 км. В этом случае окончанием контроля по Карте контрольной проверки, разделу «Перед третьим разворотом», является доклад бортмеханика об окончании выпуска шасси.
6. Выполнить третий разворот, на скорости не более 320 км/ч выпустить закрылки на угол 15°. Примечание. На аэродромах, где внедрена схема захода на посадку с углом крена 25*, выпуск закрылков на угол 15* произвести после выпуска шасси до третьего разворота, иа скорости не более 320 км/ч. Третий разворот выпол-нять с углом крена 25° на скорости 320—300 км/ч в штурвальном режиме пли от рукоятки «Разворот». Если от рукоятки «Разворот» не обеспечивается угол крена 25°, то отключить автопилот кнопкой КБО и выполнить разворот в штурвальном режиме.
7. После четвертого разворота до входа в глиссаду иа скорости не свыше 300 км/ч довыпустить закрылки на угол 30° и открыть крышку аварийного флюгирования. После довыпуска закрылков на угол 30* бортмеханик должен доложить: «Закрылки выпущены на 30°, шасси выпущено, самолет к посадке готов». Плавно уменьшить скорость полета до рекомендуемой скорости снижения - 260-270км/ч, в зависи-мости от полетного веса. Указанные скорости при полете по глиссаде выдерживать вплоть до высоты начала выравнивания. При полете в болтанку и при других условиях, ухудшающих управляемость самолета, скорость снижения должна быть увеличина на 10—15 км/ч. Пролет БПРМ производить на высоте, установленной для данного аэродрома. При снижении следует иметь в виду, что в диапазоне скоростей до 360 км/ч при фактических температурах окружающего воздуха тяга винтов, близкая к нулю, получается при следующих по-ложениях РУД по УПРТ (таблица):

Температура наружного воздуха, *С

Положение РУД по УПРТ, *

от +50 до +35

20

от +34 до -5

16

от -6 до -20

20

от -21 до -30

23

от -31 до -40

26

от -41 до -50

29

от -51 до -60

32

После четвертого разворота до начала выравнивания устанавливать РУД на углы меньше указанных выше запрещается, так как при этом появляется отрицательная тяга.
8.Выравнивание начинать на высоте 8-10м. Скорость приземления должна быть примерно на 30км/ч меньше скорости планирования. После приземления перевести РУД на земной малый газ.
9. Опустить переднюю ногу шасси и включить управление ею, снять винты с упора. На пробеге после снятия винтов с упора лампа КФЛ-37 должна загореться. После снятия винтов с упора разрешается пользоваться тормозами колес.
10. В конце пробега, когда скорость самолета будет погашена, убрать закрылки, выключить внешние двигатели и застопорить шпилькой предохранитель кнопки уборки и шасси. Разрешается в конце пробега выключить первый, второй и четвертый двигатели и производить руление на одном третьем двигателе (при коэффициенте сцепления не ниже 0,4). Выключение второго двигателя позволяет сократить время ожидания начала выхода пассажиров из самолета, а руление на одном третьем двигателе уменьшает расход топлива почти вдвое. При рулении по грунту внешние двигатели не выключать. В условиях обледенения ВПП руление самолета на одном двигателе запрещается.
11. При выполнении посадок самолета, особенно с малыми посадочными весами, на аэродромы, имеющие ограниченную ВПП (менее 2000 м), ограниченные подходы к аэродрому, температуру наружного воздуха на уровне аэродрома (0—30*С), разрешается только в процессе выдерживания на высоте не более 1 м над ВПП для сокращения посадочной дистанции устанавливать рычаги управления двумя внутренними двигателями в положение «Земной малый газ» (0° по УПРТ). Тенденцию самолета опускать нос парировать плавным движением штурвала на себя так, чтобы посадку произвести с незначительно поднятой передней ногой шасси.
 
Посадка при сильном встречном, боковом и попутном ветре.
1. Разрешается производить посадку с встречным ветром до 25м/с. Скорость предпосадочного снижения при посадке с встречным ветром следует увеличивать:
   - при ветре 10-15м/с на 10км/ч;
   - при ветре 15-25м/с на 20км/ч.
2. Максимально допустимая скорость бокового (под углом 90º к ВПП) ветра не более 15м/с. При заходе на посадку с боковым ветром парировать снос следует только углом упреждения. Непосредственно перед приземлением отклонить педаль управления рулём поворота в сторону сноса, развернуть самолёт по оси ВПП. Скорость предпосадочного снижения и приземления должна быть на 10км/ч больше, чем при посадке в нормальных условиях.
3. Разрешается производить посадку с попутным ветром до 5м/с.
 
Уход на второй круг.
1. Наименьшая высота ухода на второй круг на всех работающих двигателях с выпущенным шасси и закрылками, отклонёнными на 30º, при всех посадочных весах составляет 10м. При высокой температуре наружного воздуха (более 30ºС) наименьшая безопасная высота ухода на второй круг составляет 25м.
2. Приняв решение об уходе на второй круг немедленно перевести двигатели на взлётный режим и сообщить диспетчеру.
3. Вывести самолёт из снижения, сохраняя неизменную скорость до перехода самолёта в набор высоты и выдерживая расчетный курс посадки; в случае необходимости (например, при увеличенной вертикальной скорости снижения) для уменьшения просадки допускается непосредственно после дачи газа плавно уменьшить скорость до скорости, которая на 10км/ч меньше рекомендуемой скорости снижения по глиссаде. Уменьшенную скорость сохранять только до перехода самолёта в набор высоты.
4. После перехода самолёта в набор высоты и выхода двигателей на взлётный режим убрать шасси и постепенно увеличить скорость до 270-280км/ч. Убрать закрылки в положение 15*.
5. Дальнейший набор высоты производить согласно рекомендаций для выполнения взлёта.
 
Посадка с одним отказавшим (отключенным) двигателем.
1. Заход на посадку производить так же, как и при полете с четырьмя работающими двигателями.
2. Выпуск шасси и закрылков производить на тех же скоростях, что и в обычном полете.
3. Управление двигателями при заходе на посадку с одним отказавшим двигателем производить в такой последовательности: — для двигателя, симметричного отказавшему, установить режим работы, который снимает или уменьшает разворачивающий момент; — для симметрично работающих двигателей установить режим, потребный для выполнения горизонтального полета или снижения. При уменьшении режима работы двигателей сначала надо снизить режим работы двигателя, симметричного оказавшему, до наименьшего возможного значения, затем плавно снизить режим работы симметрично работающих двигателей с таким расчетом, чтобы посадка произошла на режиме работы этих двигателей не менее рекомендуемого.
4. Посадка (касание земли) выполняется на трех работающих двигателях так же, как и посадка с четырьмя работающими двигателями.
5. После касания земли плавно перевести РУД в положение «Земной малый газ», опустить переднее колесо, включить управление им; сохраняя направление самолета рулем поворота, управлением передней ногой и тормозами, снять с упора винты симметрично работающих двигателей. При скорости пробега 100—120 км/ч снять с упора винт двигателя, симметричного отказавшему.

Посадка с двумя отказавшими (остановленными) двигателями.
1. Заход на посадку с двумя отказавшими двигателями можно выполнять с разворотом как в сторону работающих, так и в сторону отказавших двигателей. При этом допускается крен не более 15°. Шасси выпускать непосредственно после четвертого разворота. Развороты должны быть координированными.
Внимание!
1. При отказе двух внутренних двигателей вы-пускать шасси от аварийной системы.
2. При выполнении посадки в условиях обледенения с двумя отказавшими двигателями (не работают четыре генератора СТГ-12ТМО) включать только противообледенительные устройства двигателей, воздушных винтов, хвостового опере-ния и стекол. Противообледенители крыла не включать; бытовое оборудование и основное освещение пассажирских кабин выключить.
2. Режим работы внутреннего работающего двигате-ля установить 84° по УПРТ, при необходимости — вплоть до взлетного. Режим работы внешнего работающего двигателя подобрать из условий обеспечения нормальной глиссады планирования.
3. При большой нагрузке на педали и штурвал от элеронов разрешается снимать нагрузку триммерами.
4. Стремление самолета к развороту в сторону неработающих двигателей парировать креном до 5° в сторону работающих двигателей. При этом следить за положением шарика указателя скольжения (шарик может от-клоняться в сторону крена не более чем на 1—1,5 диа-метра).
5. Перед входом в глиссаду на скорости 300— 310 км/ч отклонить закрылки на угол 15°.
6. Полет по глиссаде выполнять на постоянной скорости 280 км/ч по прибору для всех полетных весов, включая максимальный посадочный. При посадке самолета на двух работающих двигателях с посадочным весом более максимального посадочного скорость полета по глиссаде увеличить на 10 км/ч. Пролет БПРМ выполнять на высоте, на 10—15 м большей, чем установлена для данного аэродрома. Посадку производить с закрылками, выпущенными на угол 15°, скорость приземления должна быть 250—260 км/ч в зависимости от посадочного веса.
7. Строго следить за тем, чтобы не было сноса к моменту приземления.
 
Останов двигателя в полёте.
1. Для останова двигателя в учебно-тренировочных полетах, не требующих имитации его отказа, необходимо:
— рычаг управления двигателем установить в положение 16+1° по УПРТ («Полетный малый газ»);
— нажать на 2—3 ceк и отпустить кнопку флюгирования;
— выключатель останова двигателя поставить в положение «Останов»;
— закрыть пожарный кран остановленного двигателя.
2. В случае необходимости останов двигателя в учебно-тренировочных, контрольно-сдаточных и испытательных полетах разрешается производить путем флюгирования винта с любого режима работы двигателя.
Примечания:
1. После полного ввода лопастей винта во флюгерное положение разрешается прерывать цикл работы флюгер ного насоса (вытянуть кнопку флюгирования), если после флюгирования должен производиться запуск двигателя в полете.
2. При флюгировании двигателя в учебно-тренировочных, контрольно-сдаточных и испытательных полетах разрешается выключатель останова двигателя оставлять в рабочем положении и не за крывать пожарный кран двигателя.
 
 
Посадка с закрылками в положении 15°
1. Заход на посадку производится аналогично заходу при нормальной посадке.
2. Скорость снижения по глиссаде выдерживать равной 280 км/ч до высоты 15 м при всех весах вплоть до максимальных посадочных.
3. Перед приземлением, на высоте не более 1 м над ВПП, РУД внутренних двигателей убрать до 0° по УПРТ.
4. Скорость касания выдерживать равной 250 км/ч.
5. После касания ВПП убрать РУД внешних двигателей до 0° по УПРТ, затем по команде командира корабля снять с упора винты внутренних и внешних двигателей.
6. Длина пробега в стандартных условиях с закрылками, выпущенными на угол 15°, увеличивается на 200— 250 м по сравнению с длиной при посадке с закрылками, выпущенными на угол 30°.